Trackmania

Trackmania - серия аркадных автогонок, созданных студией Nadeo и изданных компанией Ubisoft (до поглощения студии Nadeo в 2009 году издателями также были Focus, Digital Jesters и Enlight).


Суть игры можно разделить на три больших направления: творчество, развлечение и соперничество. Первое направление подразумевает за собой создание трасс в соответствующем редакторе, а также возможности по редактированию видеороликов (и созданию прочих модификаций в целом). Второе направление - это тестирование уже созданного контента, который зачастую привносит в игру что-нибудь интересное, но никак не связанное с соревнованиями. Третье направление - это стандартный игровой процесс, целью которого является быстрое прохождение трассы.

При этом игровой процесс не всегда ограничивается обязательным требованием к скорости прохождения выбранной трассы. В первом поколении серии Trackmania на выбор также предоставлялись такие режимы, как головоломка, платформа и трюки.

  • Головоломка - это решение небольшой логической задачки в редакторе трасс, когда необходимо путём установки ограниченного количества блоков построить себе кратчайший путь к финишу и побить лучшее время на трассе.
  • Платформа - это своего рода режим выживания, когда необходимо проехать трассу с минимальным количеством рестартов на чекпоинтах (в идеале - без них). Ограничения по времени в этом режиме нет, но это компенсируется сложностью прохождения трассы.
  • Трюки - в этом режиме за ограниченное по продолжительности время необходимо набрать как можно больше очков, выполняя различные сложные комбинации на трассе.

Первое поколение серии Trackmania было наиболее разнообразным и насыщенным по развитию. Было перепробовано несколько подходов к игровому процессу.

К первому поколению серии Trackmania относятся:

  • Trackmania (или Trackmania 1.0) - самая первая публичная версия Trackmania, запущенная 28 ноября 2003 года. На тот момент, видимо, Nadeo планировали выпустить обычную развлекательную гоночную аркадку с редактором трасс. Получилось красочно, оригинально, уютно, но при этом игровой процесс сам по себе был незаурядным. В те времена было много других гоночных игр на время (те же самые раллийные гонки нескольких видов), аркадных гонок про игрушечные автомобили и еще был пик популярности серии Need for Speed, то есть особой активности сообщества тогда еще было не так много, но определённую известность серия успела получить уже на моменте старта. В игре имелся редактор трасс, два режима - гонка и головоломка, три окружения - Snow, Desert и Rally. Версия 1.0 была единственной частью серии, где блоки для редактора трасс покупались за игровые деньги поштучно.
  • Trackmania PowerUp! - бесплатное обновление к Trackmania 1.0, выпущенное в марте 2004 года: новый интерфейс, новые блоки (например, тоннели), немного обновлена графика, изменили схему покупки блоков - теперь они каждый раз покупаются автоматически во время строительства, их количество на трассе ограничивается суммой выигранных денег. Также был добавлен новый режим выживания - на выбор даётся несколько трасс, задача - проехать все трассы без рестартов (то есть рестарт - это проигрыш всей последовательности трасс), но при этом время никто не отменял - необходимо проехать всё как можно быстрее.
  • Trackmania Sunrise - вторая игра из серии Trackmania, выпущенная в апреле 2005 года. Новый, более разнообразный, игровой процесс, который сочетает в себе высокую скорость, маневренность, технику прохождения поворотов и не только. Три новых окружения: Island, Coast и Bay, которые отличаются друг от друга гораздо сильнее, чем в первой игре (именно по физике). Существенно обновлена графика. Полностью переработан редактор трасс. Была добавлена автомастерская, где можно перекрасить автомобиль, приклеить стикеры, разрисовать машину кистью. В игру был введён медиатрекер, позволяющий снимать видеоповторы с эффектами (в том числе вступление до начала гонки, вкрапления динамики в процессе самой гонки). Появилась возможность подключать текстурные моды без замены оригинальных файлов игры и заменять текстуры некоторых отдельных объектов, преимущественно вывесок. Также впервые была введена возможность импортировать собственные модели автомобилей. Список режимов, помимо гонки и головоломки, пополнился также платформой и безумием (Crazy - специальный режим, который был представлен только в Sunrise). И еще была введена возможность создавать фантомов на трассе. Это был наиболее существенный прорыв в истории серии.
  • Trackmania SpeedUp - попытка фанатов адаптировать первую игру серии PowerUp! на более новую версию игрового движка от Sunrise. Частично изменился интерфейс. Редактор, медиатрекер и автомастерская были полностью позаимствованы из Sunrise. Идея получила официальное развитие в Original.
  • Trackmania Original - второе бесплатное обновление для первой Trackmania с установленным первым обновлением PowerUp!, выпущенное в октябре 2005 года. Игра полностью переведена на движок Sunrise. По традиции появилось несколько новых блоков. Добавили две строительные зоны других пропорций и размеров - 20 на 60, 10 на 150 (бланки подобных размеров для United можно взять отсюда). Добавили два новых режима: платформа и трюки. При этом почти весь функционал из Sunrise был перенесён и в Original.
  • Trackmania Sunrise eXtreme - бесплатное обновление для Trackmania Sunrise, выпущенное в ноябре 2005 года, добавляющее новые блоки (такие как аэропорт в Island, прибрежные дороги с яхтами в Coast и грузовой порт в Bay), небольшую кампанию Xtreme и новый режим с трюками.
  • Trackmania Nations ESWC - бесплатная третья игра серии Trackmania, созданная специально для киберспортивных соревнований, выпущенная 27 января 2006 года. Всего одно новое окружение - Stadium с небольшим на тот момент набором блоков. По причине своей бесплатной модели и доступной физики автомобиля игра снискала огромную популярность среди игроков. Именно на эту часть разработчики из Nadeo решили брать ориентир во втором поколении серии Trackmania. Это первая игра, где покупка блоков отсутствует полностью, так как упразднили ограничивающую сумму (сейчас об этом лишь напоминает суммарная стоимость элементов трассы из окна с информацией о ней).
  • Trackmania United - новая игра серии, выпущенная 17 ноября 2006 года, объединившая в себе все предыдущие части: Original, Sunrise eXtreme и Nations ESWC. Были добавлены новые блоки, преимущественно на стадионе (но при этом обновления получили и окружения из первой игры - там добавились новые возможности для построения ландшафта). Полностью перекроили социальную схему - теперь в игре предусмотрены отдельные аккаунты, введены таблицы с лидерами, возможности для создания интернет-страниц внутри игры - маниалинков, игровая валюта для покупки модификаций (аналог денег из первой части, но для социальной составляющей). Игра была отличной компиляцией всех лучших моментов, которые ранее встречались в предыдущих играх, хотя кое-что было и утеряно (режимы выживания и сумасшествия, строительные зоны разных размеров, создание фантомов медалей для трасс).
  • Trackmania Forever - бесплатное обновление для United, выпущенное 15 апреля 2008 года. Имеется также бесплатная версия Nations Forever, которая является отдельной игрой и была создана в качестве демоверсии возможностей United, но по традиции ставшей более популярной, чем United. Nations Forever включает в себя все новые блоки для Stadium, созданные для United и Forever. Целью выпуска данного обновления было объединение игроков Nations и United в рамках единого многопользовательского сервиса. Был полностью переработан интерфейс. Добавлены новые блоки в Stadium, Desert, Snow и Rally. Была в разы увеличена скорость сканирования пользовательских файлов. Также была добавлена возможность интеграции фантомов в файл трасс, что сделало возможным создание таких работ, как The Trump Card II и ManiaCity. В рамках обновления была добавлена кампания для режима трюков, а также обновлены все гоночные трассы белой сложности United. Чуть позже была добавлена кампания StarTrack, состоящая из лучших трасс, созданных сообществом.
  • Trackmania DS - игра для портативной консоли Nintendo DS, созданная другой студией, выпущенная 14 ноября 2008 года. Включает в себя три окружения - Rally, Desert и Stadium. Имеется редактор трасс и кампания на 100 карт в трёх режимах - гонка, платформа и головоломка.
  • Trackmania: Build to Race (или Trackmania Wii) - игра для консоли Nintendo Wii, созданная той же студией, которая отвечала и за Trackmania DS. Была выпущена 24 марта 2011 года. В игре присутствовали почти все окружения из United, кроме Bay, а именно - Stadium, Coast, Island, Rally, Snow и Desert. Также, как и в DS, присутствует редактор трасс.
  • Trackmania Turbo - продолжение Trackmania DS от той же самой сторонней студии, выпущенное 19 апреля 2011 года. Включает в себя четыре окружения - Stadium, Island, Snow и Coast. Кампания на 150 трасс в тех же самых трёх режимах - гонка, платформа и головоломка. Редактор трасс тоже на месте. Все версии для Nintendo имели свои уникальные блоки, например, маяк в Coast, воздушные шары в Rally, разбитый корабль в Snow, летающая тарелка в Desert и так далее. Это версия для портативных консолей Nintendo DS, не путать с большой игрой Trackmania Turbo, которая вышла 24 марта 2016 года.

Второе поколение серии Trackmania изначально на бумаге выглядело очень амбициозно, а на деле оказалось весьма спорным начинанием со своим букетом плюсов и минусов. И это начинание до сих пор не было приведено в удобоваримый вид. Разработчики напирают на постоянное развитие, что мы только начинаем и всё еще впереди, но это всё равно больше похоже на ветхие обещания коммунистов, в которых говорилось о построении справедливого и равноправного общества, светлого будущего и предоставлении отдельной квартиры каждой семье. Только в случае с ManiapPlanet задача видится даже более фантастической и труднореализуемой, нежели байки от коммунистов. Вавилонская башня из соседней вкладки про Maniaplanet - это самый лучший показательный образ того, с чем мы сейчас имеем дело.


Учитывая недавние июньские новости, второе поколение серии Trackmania необходимо подразделять на два направления: игры в составе цикла Maniaplanet и отдельные автономные части Trackmania.

Из цикла ManiaPlanet сейчас выпущены и находятся в разработке следующие игры:

  • Trackmania² Canyon - первое окружение для Trackmania второго поколения, выпущенное 14 сентября 2011 года. Представляет собой переосмысление пустыни из первого поколения серии. Новый игровой процесс с дрифтом на узких участках. Обновленная графика. Новая файловая система Maniaplanet, зашифрованные архивы, сверка контрольных сумм, встроенные транзакции для модификаций, новая игровая валюта. Список режимов стал ограничен только гонкой - все остальные режимы убрали. На первый взгляд всё выглядит вполне себе ровно, без особых изъянов, но это очевидно не стало революцией в истории серии: новые плюсы перевесились новыми минусами... и в итоге получился застой серии.
  • Trackmania² Stadium - второе окружение для Trackmania второго поколения, выпущенное 20 июня 2013 года. Представляет собой переиздание стадиона из первого поколения серии. Добавили немного новых блоков. Обновили графику. Можно пользоваться преимуществами платформы Maniaplanet, например, импортом объектов и созданием новых режимов.
  • Trackmania² Valley - третье окружение для Trackmania второго поколения, выпущенное 4 июля 2013 года. Представляет собой частичное переосмысление ралли из первого поколения серии. Типичная сельская местность с бездорожьем, стандартными шоссе и скоростными широкими трассами без средневековых элементов (вероятно, их могут ввести в новой части - Turbo).
  • Trackmania² Lagoon - четвёртое окружение для Trackmania второго поколения, релиз которого запланирован на 2016 год. Представляет собой частичное переосмысление острова из первого поколения серии. Задержка выпуска окружения объясняется планами выпуска отдельной части серии Trackmania Turbo, запланированной на 1-й квартал 2016 года. Версия окружения для Turbo будет отличаться от версии для Maniaplanet.


24 марта 2016 года вышла [старая-]новая часть серии с подзаголовком Turbo (который ранее использовался для портативной версии игры). Во время анонса появилась надежда на выпуск полноценной отдельной части Trackmania, которая не являлась бы частью Maniaplanet и не имела все те проблемы, которые там присутствовали. К сожалению, этим позитивным прогнозам не суждено было сбыться. Фактически мы получили качественную, но слишком проходную игру. Почему так произошло?

Разработчик по собственной инициативе произвёл ограничение функционала Trackmania Turbo. Подчёркиваю, это ограничения не со стороны издателя, который стремился лишь к выпуску данной серии для консолей, а именно со стороны разработчика. Мотив Nadeo был прост: Trackmania Turbo может создать конкуренцию платформе Maniaplanet, где присутствуют те же самые окружения. Поэтому они решили всё за игроков (за потребителя) и ограничили функциональные особенности для новой игры.

Чем подкрепляются доводы о том, что именно разработчики ограничили функционал игры? Nadeo имели на руках уже готовый движок Maniaplanet и готовую платформу Maniaplanet. Новая часть Trackmania Turbo работает как тайтл на основе платформы Maniaplanet, поэтому все возможности этой платформы уже были там доступны - дополнительной разработки почти не требовалось. Проблема не в Ubisoft, а именно в Nadeo - именно разработчики не захотели улучшать PC версию игры. Кроссплатформенного взаимодействия между PC и консолями не было предусмотрено, поэтому развёртка расширенного функционала для PC консольным версиям бы не навредила.

Возможности поддержки пользовательского контента уже были предусмотрены в Trackmania Turbo на уровне платформы (основы, движка), но они не были реализованы через интерфейс тайтла Trackmania Turbo. Хочу напомнить, что пользовательские тайтлы для Maniaplanet поддержку пользовательского контента имеют: музыку [зачастую] можно добавить, моды переключаются, модели и скины возможно выбрать и так далее. Никто не говорил о полном функционале, но неужели было сложно всё реализовать хотя бы на уровне Trackmania Sunrise или бесплатной Nations ESWC?

Полный текст о Trackmania Turbo можно прочитать здесь: перейти.

Итоги неутешительны. Nadeo уже один раз разочаровали и отпугнули значительную часть сообщества, показав полное равнодушие к замечаниям игроков. Сформировался малочисленный культ поклонников позитива, который защищает миниатюрное сообщество фанатов серии Trackmania от расширения. Религиозный кружок оказался очень жестоким не только к поклонникам старых частей Trackmania, но и к новичкам. Любые негативные замечания, которые намекают на конструктивные проблемы, связанные с Maniaplanet или плохой физикой во второй Trackmania, воспринимаются в штыки, признаются ересью и предаются анафеме. 

Именно по этой причине сообщество уменьшилось до катастрофических значений. Это уже даже не уровень для известной игры от инди-разработчиков, причём достаточно давно. Переступив через головы участников сообщества один раз, уже становится сложно остановиться. Регулярная поступь по головам представителей сообщества становится нормой. Сегодня переступили через одних, а завтра - через других. Для Nadeo это ныне дежурный распорядок дня. Вот и с Trackmania Turbo вышла аналогичная ситуация: дав игрокам очередную надежду на адекватный (в кои-то веки!) релиз, разработчики из Nadeo нагло плюнули им [игрокам] в лицо, выкинув на рынок урезанную по функционалу проходную игру без творческого потенциала.

Нет, это не Ubisoft виноваты в том, что Nadeo вытирают ноги о сообщество. Вина полностью лежит именно на Nadeo. Давайте рассудим здраво: разработчики устали, им уже не нужна Trackmania, они просто хотят работать в штате Ubisoft и получать зарплату. Очень удобная позиция: нет никаких дедлайнов, новые игры почти не заставляют создавать, имеем редкие обновления и еще более редкие окружения, которые зачастую по качеству уступают аналогам из первой части. Возвращаясь к первой части, например, Trackmania United, приходится констатировать факт: не в графике счастье! Когда-то они действительно всё делали со знанием дела и видно, что серия была для них небезразлична. Сейчас, увы, нет, им всё равно, развлекаются сами для себя, а на фанатов серии не обращают внимания.

Слишком много мусора свалилось за последние годы, чтобы считать улучшенную графику, объекты или тайтлы чем-то полезным и перекрывающим очевидные минусы подхода Maniaplanet. Графика из Trackmania United всё же не такая старая и страшная, как, например, в самом первом Need for Speed, поэтому не вижу особого смысла задерживаться в Maniaplanet, т.к. Maniaplanet - это дыра, зыбучие пески: могила, которую копают себе разработчики из Nadeo. Нельзя участвовать в таких изощрённых похоронах серии Trackmania. Уж лучше пусть Trackmania умрёт в недрах Ubisoft (или Vivendi), но быстро, чем будет и дальше медленно деградировать в руках Nadeo, покрываясь мертвечиной, потихоньку превращаясь из живого трупа в мёртвый труп, обеспечивая их [разработчиков из Nadeo] стабильное и спокойное существование в штате Ubisoft!

Уважаемые сотрудники Nadeo, ожидаю с особым трепетом того момента, когда карающий молот оптимизации расходов [рано или поздно] придёт за вами. Ваше равнодушие не останется безнаказанным. Когда-нибудь, возможно, это понимание посетит и вас, но будет уже поздно, потому что осознание начинает приходить только во время беды. Позитивная оргия не может длиться слишком долго, ничего вечного не бывает, поэтому придёт тот час, когда позитивное мракобесие придётся свернуть и переосмыслить всё в конструктивном ключе рациональных реалий индустрии компьютерных игр.